Глава МИД Армении Ара Айвазян накануне, выступая в парламенте, охарактеризовал сердце азербайджанской культуры – город Шуша – как "центр армянской культуры".
Однако слова Айвазяна расходятся с реальностью, и дело здесь даже не столько в том, что с Шушой в армянской культуре не связано практически ничего, сколько в том, что в этом городе сполна проявилось бескультурье захватившего Шушу и другие территории Азербайджана фашистского режима. За 28,5 лет оккупации Шуша превратилась в живое свидетельство вандализма армянских националистов.
У вандализма армянских националистов есть три уровня, и каждый из них нашел свое проявление в Шуше. Первый уровень, самый очевидный, - это материальный вандализм, уничтожение чужих исторических памятников. Не могут называть себя культурными людьми те, кто на захваченных землях в первую очередь объявляет войну наследию других народов. Сегодня, когда Шуша освобождена, люди могут видеть, в каком состоянии там находятся памятники азербайджанской культуры.
Один из крупнейших объектов города, Мавзолей Вагифа, воздвигнутый в 1982 году на могиле поэта, визиря Карабахского ханства в XVIII веке Моллы Панаха Вагифа, стоит разрушенным, от него остались лишь несущие конструкции. Обезображен бюст знаменитого певца Бюльбюля, его дом, где жил и его сын, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы, ограблен и разбит. Памятники великому композитору Узеиру Гаджибекову и знаменитой поэтессе, дочери последнего карабахского хана Хуршидбану Натаван стали мишенями для упражнений в стрельбе захвативших город вандалов. Дворец Натаван также разрушен.
И это лишь самые заметные удары, нанесенные оккупантами из Армении по культурному наследию Шуши. Все 28 с лишним лет мертвые остовы этих зданий так и стояли изуродованными напоминаниями о том, что когда-то здесь процветала нормальная жизнь цивилизованного народа – но вандалов это совершенно не беспокоило, для них жизнь среди уничтоженного их руками чужого наследия и есть норма.
Из этой привычки к жизни среди руин происходит второй уровень вандализма армянских националистов – моральный вандализм, отсутствие заботы о месте, в котором живешь. Заброшенными стоят не только мечети Гевхар Ага и Саатлы, но и, к примеру, родник Натаван, явно активно использовавшийся оккупантами. Повсюду в городе виден один и тот же пейзаж – запустение. Захватчики почти не жили в Шуше, не развивали ее как "город армянской культуры", жилые кварталы остались с советских времен, и большинство домов и квартир были пусты все 28,5 лет. Как могут сегодня националисты в Армении говорить о ценности Шуши для армян, если город находится в таком диком и запущенном состоянии? Неужели таково и есть их понимание армянской культуры – как поклонения пустоте, упадку, безразличию и неустроенности? Среди деятелей культуры и искусства по всему миру есть множество представителей армянского народа, и каждый из них может многое рассказать о величии и красоте их национального наследия – но где оно в Шуше, среди развалин и заброшенных зданий?
Единственное, что делалось в Шуше по-настоящему, относится к третьему уровню вандализма армянских националистов – вандализму историческому, присвоению чужого исторического наследия, то есть арменизации памятников других народов. У захватчиков не было цели сделать город центром армянской культуры, их целью было лишь объявить его таковым. Для этого, в частности, русская православная церковь "Газанчы" была превращена в армянский храм "Казанчецоц". Советская надпись "Шуша" была сбита с Шушинской крепости, взамен установлена надпись "Шуши" армянским алфавитом. В целом все названия были переделаны на армянский манер, даже на тех улицах, где никто не жил.
Такой Шуша и встретила воинов-освободителей, когда те, взобравшись к ней по скалам, в рукопашных уличных боях победили и выбросили из города остатки оккупантов – одни памятники истории и культуры уничтожены, другие оставлены в ужасающем состоянии, повсюду разруха. Нет, Шуша не была городом армянской культуры, как заявил Ара Айвазян, ни о какой культуре там и речи не шло. Более того, люди, устраивавшие эти акты вандализма, нанесли огромный урон не только культуре азербайджанского народа, но и имиджу культурного человека как такового. Подобное поведение абсолютно не соответствует ни национальным традициям армянского народа, ни истории совместного проживания на одной земле двух давних соседей – азербайджанцев и армян.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" историк и писатель Наталия Зазулина-Музыкантская, Шуша изначально была азербайджанским городом, и то, что было сделано с городом за 28,5 лет свидетельствует лишь о бескультурье захватчиков. "Если человек говорит, что это его земля, неужели он будет на ней уничтожать что-либо, будто то дом соседа или собственный дом? Они разрушали наследие Шуши, потому что, живя там, все равно не считали город своим. Свою землю люди берегут, и им неважно, чьи там стоят памятники, какого народа или религии, они будут их беречь. А Шуша была не более чем предметом торга и темой для провокаций, к сожалению", - подчеркнула она.
"Мне очень жаль, что так произошло. У меня много друзей-армян, и я не стесняюсь с ними спорить, я открыто говорю им, что в отношении к армяно-азербайджанской проблеме те, кто придерживается националистических взглядов, не правы. И кто-то обижается, а кто-то соглашается. Если человек воюет за свою землю, он адаптируется на ней и обязательно начинает ладить с соседями. Но конфликт длился 30 лет и никакого толку из него для поддерживавших войну и оккупацию не вышло. Нельзя всю жизнь сидеть в окопах, а 30 лет – это уже очень много. И я надеюсь, что новому поколению захочется жить уже спокойно, ходить к соседу в гости, знакомиться, да и просто жить рядом. Будем надеяться, что политические амбиции будут разбиты о логику событий", - сказала Наталия Зазулина-Музыкантская.
"Любая война – это разрушение, и то, что сейчас Карабахская война остановлена и земли Азербайджана были освобождены, – это прекрасно. Теперь их можно будет восстановить, не зря президент Ильхам Алиев объявил Шушу столицей азербайджанской культуры. Я против любых попыток предпринять какие-либо контрмеры со стороны Армении в такой ситуации. Уверена, что у Азербайджана есть и ум, и сердце, и душа, чтобы возродить освобожденные города и села", - заключила писатель.
Знаменитый азербайджанский и советский пианист и композитор Фархад Бадалбейли, в свою очередь, уточнил, каковы сейчас разрушения в Шуше. "В Шуше разгромлен Музей Бюльбюля, Музей Узеира Гаджибекова и несколько мечетей. Также приглашали иранских реставраторов, которые азербайджанскую мечеть постарались переделать в иранском стиле. Был полностью уничтожен всякий азербайджанский дух в том, что касается архитектуры, вплоть до камней в домах и названий улиц. Даже замечательную фабрику восточных музыкальных инструментов разрушили", - сообщил он.
"Знаете, что поражает? Когда немцы в Великую Отечественную войну оккупировали города в России и на Украине, и в Беларуси, они даже православные храмы не трогали. Есть какие-то вещи, которые трогать нельзя. Но в случае с армянскими националистами таких вещей нет – на захваченных землях Азербайджана в мечетях пасли свиней и коров" - резюмировал Фархад Бадалбейли.
ความคิดเห็น